Меню
  • Главная
  • Наши услуги
    • Тренинг «Оптимизация бизнес-процессов и алгоритм решения проблем»
    • Регулярный менеджмент
    • Развитие менеджеров
    • Развитие организаций
    • Модерация, фасилитация
    • Управление ИТ-проектами
    • Условия оказания услуг
  • Цены
  • Контакты
  • О нас
Меню

Модель «Цикл ORJI» для ясности и осознанности

Добавлено 15.05.201916.05.2019 Автор: Асия Крот

Готовясь к семинару «Осознанный менеджмент» хочу выложить несколько заметок из моей любимой книги Э.Шейна.

Осознавание процессов, происходящих внутри собственной головы, а потом и осознавание, что такой же процесс происходит и у человека с которым ты взаимодействуешь, может очень сильно помочь на пути к ясности и пониманию реальности. И это важно в любых отношениях: менеджменте, консалтинге, расстановках, психотерапии или просто общении с мужем или ребенком.

Э.Шейн пишет, что если участники взаимоотношений не могут наблюдать и оценивать свои собственные чувства, пристрастия, искажение восприятия и импульсы, у них не получится сказать, основаны ли их поступки и вмешательства на восприятии реальности или только на их собственной потребности выразить что-то или защититься.

Чтобы понять, что происходит в нашем сознании и как это влияет на внешнее поведение, Э.Шейн предлагает наглядную модель процессов (которые на самом деле, отличаются чрезвычайной сложностью). Наша нервная система представляет собой систему, собирающую факты и обрабатывающую их. Она же активно прогнозирует и управляет этой информацией. То есть мы наблюдаем (О — Оbserve), эмоционально реагируем на увиденное (R — React), анализируем, обрабатываем информацию и выносим суждения, делаем выводы, основанные на наблюдениях и чувствах (J — Judgments), и мы поступаем так, чтобы что-то произошло — это является вмешательством (I — Intervene, искусство задавать вопросы Э.Шейн называет одним из видов такого вмешательства).

Рис 1. Основной цикл ORJI
Рис. 2. Цикл ORJI дополненный
Рис. 3. Более реалистическое изображение цикла ORJI

Можно выделить минимум три различных источника неправильного восприятия, которые необходимо четко различать:

  1. Принимаемые за данность культурные представления.
  2. Личные защитные фильтры и предубеждения.
  3. Ситуационные ожидания, основанные на прошлом опыте.

Для профилактики попадания в ловушки Шейн рекомендует использовать дополнительные вопросы и более тщательное наблюдение до проведения любых вмешательств. Например, вопросы вида: «Я слышу, что вы говорите ….. Правильно ли я вас понял?»

А так же он говорит о поддержании духа исследования:
«Лучшая защита от попадания в любые ловушки — это дух исследования, желание разобраться в происходящем, заинтересованность в выслушивании и оказании помощи, а не демонстрация своих собственных импульсов и чувств до того, как удастся выяснить насколько они приемлемы. Одно из важных различий между тремя методами консультирования состоит в том, что модель «врач-пациент» делает меньший упор на исследование и допускает, что у консультанта есть готовый ответ. Практика консультирования по процессу утверждает, что поскольку в любом случае проблему может решить только сам клиент, постольку консультант или менеджер, придерживающийся этой модели, может и должен продолжать играть роль исследователя, зная, что в долгосрочной перспективе именно она обеспечит наилучшее решение.»

В заключение хочу сказать, что использование этой модели и стремление осознавать свои внутрипсихические процессы все лучше и лучше, приводит к большей ясности относительно любой реальности, которую наблюдаешь.

Понравился текст? Поделитесь!
       
diplomsa-i.com

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние записи

  • Продают ли консультанты воздух?
  • Серия вебинаров «Курс НЕмолодого бойца. Управление IT-проектами»
  • Вебинар «Особенности автоматизации мебельных компаний»
  • Блок учета финансов, бухгалтерского и налогового учета
  • Учетная система — производство

Рубрики

  • Архитектура Информационной Системы
  • Без рубрики
  • ИТ-размышления
  • Личное развитие
  • Опыт
  • Опыт ИТ
  • Помогающее консультирование
  • Развитие организации
  • Секреты специалиста по Бизнес-процессам

Подписка

Поиск

Инструменты

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org

Архив публикаций

  • Сентябрь 2021
  • Июль 2021
  • Март 2021
  • Январь 2021
  • Август 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Январь 2018
  • Август 2015

Ссылки

  • О нас
  • Контакты
  • Наши услуги
©2023 Консалтинговая группа "Технологии управления"