Готовясь к семинару «Осознанный менеджмент» хочу выложить несколько заметок из моей любимой книги Э.Шейна.
Осознавание процессов, происходящих внутри собственной головы, а потом и осознавание, что такой же процесс происходит и у человека с которым ты взаимодействуешь, может очень сильно помочь на пути к ясности и пониманию реальности. И это важно в любых отношениях: менеджменте, консалтинге, расстановках, психотерапии или просто общении с мужем или ребенком.
Э.Шейн пишет, что если участники взаимоотношений не могут наблюдать и оценивать свои собственные чувства, пристрастия, искажение восприятия и импульсы, у них не получится сказать, основаны ли их поступки и вмешательства на восприятии реальности или только на их собственной потребности выразить что-то или защититься.
Чтобы понять, что происходит в нашем сознании и как это влияет на внешнее поведение, Э.Шейн предлагает наглядную модель процессов (которые на самом деле, отличаются чрезвычайной сложностью). Наша нервная система представляет собой систему, собирающую факты и обрабатывающую их. Она же активно прогнозирует и управляет этой информацией. То есть мы наблюдаем (О — Оbserve), эмоционально реагируем на увиденное (R — React), анализируем, обрабатываем информацию и выносим суждения, делаем выводы, основанные на наблюдениях и чувствах (J — Judgments), и мы поступаем так, чтобы что-то произошло — это является вмешательством (I — Intervene, искусство задавать вопросы Э.Шейн называет одним из видов такого вмешательства).
Можно выделить минимум три различных источника неправильного восприятия, которые необходимо четко различать:
- Принимаемые за данность культурные представления.
- Личные защитные фильтры и предубеждения.
- Ситуационные ожидания, основанные на прошлом опыте.
Для профилактики попадания в ловушки Шейн рекомендует использовать дополнительные вопросы и более тщательное наблюдение до проведения любых вмешательств. Например, вопросы вида: «Я слышу, что вы говорите ….. Правильно ли я вас понял?»
А так же он говорит о поддержании духа исследования:
«Лучшая защита от попадания в любые ловушки — это дух исследования, желание разобраться в происходящем, заинтересованность в выслушивании и оказании помощи, а не демонстрация своих собственных импульсов и чувств до того, как удастся выяснить насколько они приемлемы. Одно из важных различий между тремя методами консультирования состоит в том, что модель «врач-пациент» делает меньший упор на исследование и допускает, что у консультанта есть готовый ответ. Практика консультирования по процессу утверждает, что поскольку в любом случае проблему может решить только сам клиент, постольку консультант или менеджер, придерживающийся этой модели, может и должен продолжать играть роль исследователя, зная, что в долгосрочной перспективе именно она обеспечит наилучшее решение.»
В заключение хочу сказать, что использование этой модели и стремление осознавать свои внутрипсихические процессы все лучше и лучше, приводит к большей ясности относительно любой реальности, которую наблюдаешь.